Как на Руси религию выбирали

Как на Руси религию выбирали

Одним из наиболее значимых культурно-политических событий на Руси стало Крещение. Киевский князь Владимир Святославович в 10 веке принял решение крестить Русь. Но процесс христианизации с постепенным уходом от языческой религии инициировала ранее княгиня Ольга.

Решением одного правителя было определено направление развития крупного государства на тысячи лет вперёд. Нужно заметить, что на переход именно в христианство князь решился не сразу. Он потратил массу времени на анализ всех доступных на тот момент «мировых» религий.

Историки, опирающиеся на информацию из летописей, утверждают, что Киев даже был в шаге от мусульманства.

Зачем понадобилась новая религия

Во времена правления Владимира государство Киевская Русь достигло своего рассвета, охватывая обширнейшие территории и практически не имея мощных врагов-соседей. Русь превратилась в авторитетную силу на востоке Европы, и князь намеревался сплотить вверенное ему население.

Помочь ему в этом могла единая вера. Историк Б.Греков говорит о первоначальных попытках Владимира Святославича создать на основе языческого пантеона богов новую религию. Ведь отживающее язычество с объединяющим началом не справлялось и не помогало предотвращать распад массивного племенного союза с Киевом во главе. Тогда Владимир сделал ставку на монотеистические религии.

Помимо сакральных мотивов, такое решение, конечно же, определялось задачами сугубо политическими. Князь рассчитывал на дружеские союзнические взаимоотношения с довлеющей в тогдашнем мире Византией, что было возможным с принятием христианства Древнерусским государством.

Важную роль в крещении Руси, по мнению историка М. Покровского, сыграл верхний слой древнерусского общества — князья и бояре. Представители элиты гнушались старославянскими обрядами, в духе модных заморских веяний выписывая себе с греческими шелковыми тканями греческие обряды и даже греческих священников.

Дохристианская вера не справлялась с новой консолидирующей задачей.

Какие религии рассматривались князем

Владимир не торопился с окончательным решением в выборе той или иной религии для своего государства. Эти искания названы в истории «выбором веры». Выбор у князя был что ни на есть богатый. Примкнуть можно было к хазарскому иудаизму, исламу из Волжской Булгарии, изучалось римское христианство и его византийская версия.

Если опираться на «Повесть временных лет», то в процессе анализа особенностей верований Владимир отправил доверенных лиц изучить строение богослужений в каждой из этих религий.

Параллельно к князю прибывали представители различных вероисповеданий, пытаясь «сманить» его в свой лагерь. Иудаизм оттолкнул Владимира опасениями потери отечественных традиций. А вот ислам князь изучал максимально тщательно и детально, в какой-то момент склоняясь именно к этому выбору.

Но по легенде отверг мусульманское будущее из-за запрета употребления вина. «Руси веселие есть пити», — изрек Владимир Святославович и навсегда вычеркнул ислам из перспектив.

Князь Владимир ответственно подошел к выбору религии.

Сосуществование христианства и язычества

988 год, по мнению сегодняшних историков, лишь условно можно считать датой крещения Древнерусского государства. Религиовед Н.Гордиенко приписывает этому временному отрезку обращение в христианство лишь киевлян. Это стало точкой отсчета для растянувшегося на годы и достаточно болезненного процесса примыкания к новой вере всех жителей Руси.

Новая религия приживалась долго и неустойчиво. Христианство скорее сосуществовало с язычеством в Киевской Руси после крещения. По этой причине некоторые историки используют термин «двоеверие». Именно так выглядела сложившаяся ситуация, когда христианство уже приняли, а язычество оставалось близким и привычным.

Наблюдалась даже некая консолидация, слияние соседствующих религий. К 13 веку, будучи крещеными в нескольких поколениях, люди продолжали соблюдать старые языческие обряды. Обычным делом было верить в домовых, обращаться к языческим богам в периоды неурожая. «Повесть временных лет», описывая события того периода, свидетельствовала, что русские люди христиане лишь на словах.

Долгое время язычники и христиане существовали параллельно.

Меры по борьбе с язычниками

Сражаясь за укрепление христианства в народной среде, правительство и духовенство предпринимали целый комплекс практических мер. Все новые церкви строились на местах разрушенных капищ, наглядно замещая христианством старую веру. Людям было важно приходить к привычным местам поклонения и вид монументальной церкви подсознательно воспринимался как непререкаемая сила христианской веры.

Имел место и тот факт, что язычники верили в способность того или иного божества себя защищать. При виде мирно возвышающейся церкви на месте разрушенных идолов вчерашняя уверенность невольно подтачивалась сомнениями. Следующим шагом стала ликвидация волхвов со жрецами. Их попросту отлавливали и казнили. Управители христианской церкви на Руси силой подавляли попытки неугодной религиозной самоорганизации, опираясь на поддержку дружины.

Но грубо победить язычество оказалось невозможно, так как вера сложно отделялась от традиций и народного быта. Мудрые церковники решили накладывать новую веру на привычный жизненный уклад.

Календарь подстраивался под давние праздники, делались доступные пояснения, известны даже случаи подмены святых. Образованные священнослужители сотрудничали друг с другом ради объединяющей цели и шли на некоторые хитрости, что отражено в переписках духовенства.

Дети из знатных родов принимались на обучение грамоте при христианских церквях, где, разумеется, параллельно преподавали закон божий. Кроме этого, в тот период дружина представляла собой нечто вроде идолов поп-культуры. Молодёжь стремилась соответствовать их примеру и с готовностью пополняла христианские ряды.

А новые завоевания христианских правителей постепенно распространяли христианство на территории соседних племен. Так что упрочение позиций новой религии оставалось лишь делом времени.

Укрепление христианства после обряда Крещения было закономерным явлением.

1.93K
+1
Тестировщик Тестировщик 2 месяца назад #
Что мог «выбрать» сын иудея и византийки, когда занял место родного сына Владимира 1, убив его? Бастард хренов. Сын ключницы Малуши. И нахрена его только подобрали в Саркеле? По законам Русской правды, Владимир не мог наследовать великокняжескую власть, даже если народ утвердит его как князя. Он мог претендовать только на часть наследства своего приемного отца и на место князя-воеводы. Значит, надо было узурпировать власть, а для этого требовались деньги и немалые. И средства нашлись: такие, какие не снились ни одному русскому князю. За короткий срок бывший хазарский царевич, занимаясь военным делом в Новгороде, обзавелся мощной наемной дружиной, состоявшей целиком из христиан-скандинавов, а потом началась цепь преступлений князя, которые, в конце концов, и привели его к абсолютной власти. Ниже картинка, как выглядела монета, выпущенная во время правления кагана Владимира — изображение хазанской тамги, которая широко использовалась в Хазарском Каганате. ИзображениеЕще бы, ведь он Русом даже не был! И шпилил всё, что движется. Вот Владимир захватил Корсунь. И: «А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...». После Владимир угрожал взять за яйца Константинополь, когда захватил Корсунь. И чтобы избежать разорения, византийцы предложили, да и сам он потребовал, породниться. Выдали за него Анну, которая согласилась на брак только при условии его заключения по христианскому обычаю и Владимир крестился сам и дружину крестил. А когда вернулся в Киев, пришлось крестить остальных, чтобы не было такого, что князь-вероотступник правит в Киеве (не надо забывать, что Владимир провел своего рода религиозную реформу до крещения, в результате которой был определен окончательно пантеон богов, почитаемых славянами). Само собой, крестить пришлось принудительно, а не с песнями и плясками. Так Русь стала православной. При всём этом от гарема с наложницами Вова не отказался. Известно, что у князя было 12 сыновей, 9 дочерей, если верить Титмару Мерзебургскому. Это только законных. Сколько там бастардов — ХЗ. И приторных сказочек не надо рассказывать: в основе крещения лежал чистый расчет — княжеская власть таким образом укреплялась и получала союзника в виде Византии, которая в случае чего помогла бы поставить на место несогласных. Хотя, в ту эпоху поведение Вовы — норма, практически. Были персонажи и похлеще — тот же Хлодвиг у франков… А что сейчас? Сейчас мы видим РПЦ, основная задача которой — это заставить народ ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГАТСТВУ и оказывать всяческую поддержку ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ, и я думаю, что с этим да же никто спорить не будет, кроме самых упоротых. Чего стоит только одно заявление Гундяева о том, что кто умрет на СВО, тому простятся все грехи. Это же ЕРЕСЬ, противоречащая Библии, только за это он, согласно Библии же, должен был быть предан АНАФЕМЕ и отлучен от церкви! Так ведь и до индульгенций очень скоро дойдём, собственно мы этот процесс уже видим, вспомните недавний ролик о том, как владелец клуба Мутабор дарит мощи настоятелю храма? Что это как не попытка КУПИТЬ прощение? Я не спорю, в России ЕСТЬ ИСКРЕННЕ ВЕРУЮЩИЕ ХРИСТИАНЕ, но их немного, не столько, чтобы назвать Россию ХРИСТИАНСКОЙ страной…

Новые изображения в Галерее Перейти в Галерею

Зимний вечер в сосновом лесу

Зимний вечер в сосновом лесу

Знаменский храм. Красногорск

Знаменский храм. Красногорск

5 ноября 2023 года

5 ноября 2023 года
Admin
807 0 0

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Купырь лесной

Купырь лесной

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Черное море. Большой Утриш

Закат. Черное море. Большой Утриш

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Река Казачий Ерик

Река Казачий Ерик

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Лотос

Лотос