Секта скопцов

Секта скопцов

Собственно секта она и есть секта. Построена на ровно таких же принципах, как и современные секты. Только что не всегда сейчас заставляют членовредительствовать (при чём, в прямом смысле этого слова). Удивительно, как одинаково реализуются такие психологические подходы в совершенно разные времена истории.

Сами себя они называли «агнцы Божьи» или «белые голуби» и являлись последователями мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела.


Кондратий Селиванов

Все началось с того, что беглый крепостной крестьянин Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны и разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях, основал общину в Тамбовской губернии и начал проповедовать свое учение. Он считал, что людям надо побороть похоть и предлагал вполне конкретные для этого действия (попросту говоря кастрацию). Свою правоту он доказывал тем, что является сыном божьим и действует по прямому указанию Бога.

Изображение

Собственно ритуал он называл «огненным крещением» и проводился специально обученными людьми, иногда, правда, люди делали это самостоятельно. Примечательно, что ритуалу могли подвергаться не только мужчины, но и женщины, в таком случае удалялись половые губы и груди.

В Российский империи власти считали скопцов одной из самых вредных сект, практикуя зачисление скопцов в рекруты с отправкой на службу на Кавказ, в Сибирь и прочие отдалённые губернии с целью избежать уклонения от службы с помощью членовредительства. При Николае I наказанием за самооскопление стала вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния, а годных по возрасту и здоровью направляли пожизненно служить в самые отдалённые части.

Изображение


Скопцы в Якутии

Удивительно, но секта быстро росла. То есть люди, в большинстве своем добровольно соглашались на подобную процедуру. Этому было несколько причин, во-первых, адепты старались привлекать в секту богатых крестьян, внушая им, что они превратятся в ангелов уже на земле, а уже через обеспеченных граждан влияли на остальное население деревни, которое зачастую было в долгах у предыдущей категории. Таким образом, обещая простить долги и более того – безбедную жизнь, последователи завлекали к себе новых членов. Во-вторых, люди шли к ним и сами. Ведь скопцы были действительно состоятельными, так как лишая себя плотских позывов, ограничивали себя и во всем остальном, накапливая огромные деньги в общине и по понятной причине детей у них быть не могло. То есть люди шли за благополучной и безбедной жизнью. Но также были случаи оскопления младших родственников против их воли.

Изображение

Долго такое, понятно, продолжаться не могло. И власть заинтересовалась новым экзотическим течением на своей земле. Были приняты меры и скопцов начали арестовывать, а затем судить. Впоследствии чего более 300 человек были сосланы в Сибирь. С ними же был и Кондратий Селиванов, ему, однако, удалось сбежать.

Удивительно, но этот человек смог восстановить свое влияние и прожить достаточно долгую жизнь. Во время правления Александра I полиции запрещалось входить в дом Селиванова. И тот, ничего не боясь, оскоплял молодых людей. Однако, в 1820 году в секту попали родственники фаворита императора, а именно графа Милорадовича. И власть все-таки заточила Кондратия в одном из монастырей, в котором он впоследствии и скончался в 1832 году.


Изображение

Якутия. Купец из скопцов Е.П. Ересько (фамилия говорит сама за себя).


Казалось бы, история должна была закончиться на этом, однако же нет. Осталось огромное количество последователей данного учения, у них уже была отработана тактика привлечения новых членов, и они продолжали расти. И власть всерьез принялась бороться с данной проблемой. Кто был хотя бы заподозрен в сотрудничестве с ними, сразу же ссылался в Сибирь.

Наиболее известна община скопцов в Якутии. Государевы люди правильно посчитали, что среди якутов данного религиозное учение успеха иметь совершенно не будет (надо сказать, они были правы).

Изображение

Скопцы сотнями ссылались в Якутию и жили здесь. Надо сказать им особо не запрещали вести свою религиозную деятельность внутри общины. А именно их ритуалы. Обычно они собирались по субботам в специальном доме. Там они читали специальные молитвы, пели, танцевали, крутились и т.д. Это было похоже на что-то вроде транса, в который люди сами себя вводили. Зачастую люди падали без сил, оттого что без устали прыгали и крутились в трансе.

Изображение


Дома скопцов

На улицах их селений было чисто и опрятно. У них также имелись мастерские, лавки и даже ветряные мельницы. Все это и понятно, ведь люди не пили и не предавались прочим утехам. Вся их жизненная энергия была направлена на работу. Благодаря их упорному труду, они умудрялись скапливать большие суммы, которые, впрочем, направляли на развитие своего учения. Например, известны случаи покупки детей у крепостных крестьян и их дальнейшего оскопления. Также деньги направлялись на взятки и подкупы.

Изображение

Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, организацию или корпорацию, обладавшую значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестёр», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал большой властью над прочими общинниками. Помогающая «кормчему» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:

О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!

Скопцы веровали, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит «Страшный суд», за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:

Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас.

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царём стал согласившийся оскопиться Александр I. Вот легенда, популярная у скопцов:

Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота. Тот: не велено пускать. Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасённому Александру говорит: «эх ты, курицы испугался».

Однако, никакие деньги не смогли помочь развиться скопцам в этих суровых землях. Люди попросту умирали, не имея естественного продолжения рода в своих общинах. Интересно, что последних скопцов осудили в СССР в 1929 году. Так и закончилась это странная история.

Изображение

Чаепитие скопцов



ПРИМЕЧАНИЕ ОТ АДМИНА ЭТОГО САЙТА:

Эта иллюстрация из книги Е. В. Пеликана «Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем» демонстрирует инструменты, которыми сектанты осуществляли свои хирургические операции: опасная бритва, сапожный нож, нож для сыромятной кожи… Иначе как подручными эти инструменты и назвать нельзя. Представления о гигиене стояли у скопческих «коновалов» на весьма примитивном уровне. В результате кустарно проведенных операций новообращенные сектанты нередко умирали от сепсиса либо кровопотери (надо сказать, что власти так и не смогли даже приблизительно определить число погибших при оскоплении людей). Изображенный на приведенном рисунке гвоздь помещен тут неслучайно: свинцовый гвоздь после наложения «большой печати» скопцы помещали в мочеиспускательный канал дабы тот не зарос. Как рассказывали сами скопцы такой гвоздь им приходилось носить 7-8 месяцев — именно столько времени затягивалась рана на месте отрезанного пениса.

Изображение


Изображение

«Малая» печать. Эта операция представляла собой стерилизацию мужчины и технически проводилась также как и кастрация животного. Мошонка стягивалась веревкой либо кожаным пояском, а яички иссекались бритвой. Иногда, впрочем, их просто прижигали. Заживление этой раны обычно продолжалось более месяца; обычно первые 7-10 дней периодически происходили обильные кровотечения. Глядя на все это, конечно, просто диву даешься до какого умоисступления может довести человека мудрствования о путях спасения души без церкви...

«Большая» печать. Представляла собой следующий этап скопческого «усмирения плоти». Выполнялась после наложения «малой» печати и успешного заживления раны. Нередко между наложениями «малой» и «большой» печатей проходило несколько лет. По скопческим представлениям носитель «большой» печати был особо одухотворен и продвинут в деле спасения своей души. Если «малая» печать порой накладывалась принудительно, то «большая» всегда означала добровольный выбор ее обладателя.

Изображение

Существовали также «третья печать» — удаление сосков, а в ряде случаев и «четвёртая» — вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно, в каком именно месте делали вырез, что это знак прободённого копьём ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья)).


Количество оскопленных сектантов, составлявшее в 18-ом — начале 19-го столетия 50% (и даже более) от общей численности общины, с течением времени неуклонно падало. На пороге 20-го столетия численность скопцов-кастратов нигде не превышала 1/3 «корабля». К этому времени лишь отдельные, наиболее фанатичные члены секты, являлись носителями обоих печатей: большинство ограничивалось лишь «малой». На протяжении 19-го столетия постоянно увеличивалось количество людей, желавших покинуть секту. В официальных документах таких людей называли «скопцами, скопческого обряда не придерживающихся». Сами сектанты таких нестойких адептов брезгливо именовали «полукозлами» (не совсем, правда, понятно, кого они считали «полными козлами» и почему именно). В категорию последних обычно попадали люди, вовлеченные в секту обманом либо по принуждению, например, в малолетнем возрасте.

116
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Новые изображения в Галерее Перейти в Галерею

Зимний вечер в сосновом лесу

Зимний вечер в сосновом лесу

Знаменский храм. Красногорск

Знаменский храм. Красногорск

5 ноября 2023 года

5 ноября 2023 года
Admin
869 0 0

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Купырь лесной

Купырь лесной

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Черное море. Большой Утриш

Закат. Черное море. Большой Утриш

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Река Казачий Ерик

Река Казачий Ерик

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Лотос

Лотос