Как Хаммурапи превратил Вавилон в самое могущественное государство Древнего мира

Как Хаммурапи превратил Вавилон в самое могущественное государство Древнего мира

В месте встречи великих рек Тигр и Евфрат, когда-то стоял великий древний город Вавилон. Небольшая территориальная община выросла в невероятно могущественное Вавилонское царство. Вавилон неоднократно подвергался набегам и разрушениям, прекратил он своё существование во 2 веке, но слава этого величайшего государства жива и сегодня.

Своим величием Вавилон практически во всём обязан самому знаменитому из своих царей – Хаммурапи. Этот человек сумел превратить Вавилон в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Что же такого особенного сделал этот царь, что имя его на слуху, спустя почти четыре тысячелетия после смерти?

Когда был рождён Хаммурапи — доподлинно установить историкам не удалось. Единственное, что уверенно утверждают специалисты, это то, что он был очень молод, когда взошёл на престол. Кроме этого, загадкой для учёных является и имя знаменитого вавилонского царя.

Некоторые из экспертов считают, что это «Хамму-раби», что означает «предок велик». Есть специалисты, которые склоняются к версии, что на самом деле это «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».

Изображение

На заре правления Хаммурапи, Вавилония была весьма скромным государством. Несколько относительно небольших городов в радиусе меньше ста километров. До наших дней не дошло бы и время начала правления этого царя, если бы не вавилонская традиция называть годы по каким-либо знаковым деяниям царей.

Начало правления Хаммурапи ознаменовалось установлением «справедливости». Это было прощение всех долгов всем жителям. Второй год этого царя на престоле вавилоняне назвали «год справедливости Хаммурапи». Это был период с 1793 по 1750 год до нашей эры.

Вавилон к этому моменту был очень молодым государством — ему было менее сотни лет. Первые пятнадцать лет правления Хаммурапи никак не отражены в исторических документах.

Историки знают только то, что царь активно отстраивал своё государство и расширял его за счёт завоевания соседних народов. Делал он это весьма успешно и царство значительно увеличилось в размерах.

Более всего, конечно, этот правитель запомнился благодаря Кодексу Хаммурапи, который был начертан на каменных столбах. Эти столбы равнялись человеческому росту и были размещены во всех городах вавилонского царства.

Но этот свод из 282 законов был лишь одним из огромных достижений харизматичного лидера, превратившего ничем не выдающийся город-государство Вавилон, в доминирующую державу древней Месопотамии.

Во всё время своего правления, Хаммурапи служил прекрасным образцом того, как нужно сочетать военную мощь, дипломатическое искусство и политическое мастерство для создания и контроля империи, простирающейся от Персидского залива вглубь страны. Помимо высекания законов на каменных столбах, этот великий человек был мудрым правителем, отважным воином, искусным дипломатом и великолепным администратором.

Хаммурапи стал величайшим из царей своего времени, потому что он был проницательным государственным деятелем. Он невероятно ловко проложил себе путь к господству в регионе. Вавилонский царь умел заключить очень нужный союз и также лихо разорвать его, как только он становился невыгодным. Хаммурапи владел чрезвычайно развитой для тех времён шпионской сетью. Он был самым информированным правителем в регионе.

Изощрённая дипломатия способствовала продвижению интересов Вавилонского царства. Одновременно с этим царь наращивал военную мощь. Правление Хаммурапи походило на искусную шахматную партию, где царь безоговорочно выигрывал.

Хаммурапи — строитель и завоеватель

Хаммурапи стал первым вавилонским царём, воздвигшим защитные стены вокруг города. В то же время правитель постарался снискать расположение своих подданных, издав прокламацию, аннулирующую все их долги. Этот широкий жест царь повторял за время своего правления четырежды.

Подобно современному губернатору или мэру, который повышает свою популярность за счёт ремонта дорог и строительства мостов в своем родном городе, Хаммурапи ещё больше укрепился в политическом плане, реализовав целый ряд масштабных инфраструктурных проектов.

Он построил храмы, зернохранилища, дворцы, мост через реку Евфрат, который позволил городу расширяться на обоих берегах. Хаммурапи вырыл большой оросительный канал, который стал защищать вавилонскую землю от наводнений.

Вавилонское государство расширилось и стало процветающим при Хаммурапи.

Сделанные им вложения окупились сторицей, поскольку Вавилон постепенно превратился в богатое и процветающее государство. Хаммурапи, в свою очередь, позаботился о том, чтобы все знали, что только он причастен ко всему, что несёт стране процветание.

Царь следил за тем, чтобы обо всех удачах было донесено народу. Например, когда он построил канал, то постарался проинформировать всех о том, что он только выполняет свои обязательства перед богами, которые доверили ему эту землю. Очень грамотный пиар.

«Берега Евфрата с обеих сторон я превратил в возделываемые земли», — провозгласил Хаммурапи, согласно «Истории цивилизации» историка Уилла Дюранта. «Я насыпал кучи зерна, я обеспечил землю безупречной водой… Разрознённых людей я собрал и обеспечил пастбищами и водой. Я дал им всё, я выпас их в изобилии и поселил в мирных жилищах».

После нескольких десятилетий строительства Вавилона Хаммурапи стал достаточно силён, чтобы начать захватнические войны. Чем он весьма успешно и занялся. Хаммурапи быстро завоевал Эшнунну на востоке, Ассирию на севере, Ларсу на юге и Мари на западе. Царь умел очень ловко, хотя и двулично сочетать силу и дипломатию.

Хаммурапи заключал союзы с другими правителями, а затем разрывал их, когда это было ему удобно. Он также вёл войну чрезвычайно хитрыми способами. Одна из его знаменитых уловок заключалась в том, чтобы перекрыть водоснабжение осаждённого города.

Затем он либо использовал жажду, чтобы заставить правителей города сдаться, либо внезапно выпускал на город потоки воды, что вызывало разрушительное наводнение. После этого атака всегда была обречена на успех.

Кодекс Хаммурапи — образец правовой модели

Сложный правовой кодекс Хаммурапи охватывал все вопросы жизнедеятельности государства: начиная от безопасности, строительства, принципов наследования, дисциплины, поведение рабов, налогов и заканчивая сборами, которые древние ветеринары должны были платить за право лечить быков и ослов.

Это, конечно, не было первой в истории правовой системой, Хаммурапи фактически включил в свой кодекс законы, созданные предыдущими царями. Но главное было то, что он фактически реализовал идею общества, построенного на принципе закона и порядка, применимого ко всем.


Кодекс Хаммурапи, высеченный на камне

Изображение


Эксперты в этой области говорят, что там есть много законов, которые сегодня мы бы квалифицировали как суровые или варварские. Вместе с этим есть и другие, которые предполагают заботу о простых гражданах и ответственность за преступления и нарушения прав других людей.

Правовая система Хаммурапи включала в себя привычные сегодня особенности, такие как принцип презумпции невиновности. Согласно этому принципу, для того, чтобы осудить человека, сначала надо было собрать доказательства его вины. Кроме этого, кодекс регулировал и предусматривал даже выплату алиментов.

Хаммурапи — великодушный правитель

В некотором смысле Кодекс Хаммурапи также был инструментом связи с общественностью, его способом тонко рекламировать себя как мудрого и доброго царя. С этой целью сохранившийся образец каменных столбов Хаммурапи изображает его встречу с Шамашем, вавилонским богом Справедливости.

Царь хотел, чтобы подданные воспринимали его не только как великодушного правителя, защищающего своих граждан. Хаммурапи желал являть собой для своих граждан некий симбиоз богов на Земле, военного вождя, великого строителя и строгого, но справедливого судьи.

Хаммурапи был первопроходцем в сфере политической саморекламы. Тем не менее, созданный им имидж не был сплошной показухой. Он был по-настоящему доброжелательным правителем, который хотел, чтобы его подданные жили лучше. В переписке царя со своими должностными лицами он ясно даёт понять, что любой, кто посчитает, что суд несправедливо обошёлся с ним, может обратиться к своему царю за апелляцией.

Как пишет его биограф Ван Де Миероп, «Хаммурапи гарантировал, что все люди будут оценены справедливо и не должны бояться его власти».

126
0
Тестировщик Тестировщик 8 месяцев назад #
В Париже, в Лувре я лично лицезрел базальтовый столб с его Законами (французы этот столб нашли на территории нынешнего Ирака, там где раньше был Вавилон). Мне особенно было это интересно, так как в своё время, будучи студентом, писал реферат о Законах Царя Хаммурапи.
Законы Хаммурапи — это очень неоднозначная штука. Прежде всего, составитель этих законов (предполагается, что не лично Хаммурапи) основывался на более ранних шумеро-аккадских нормах (существует даже сравнительный анализ норм права Вавилона и известных шумеро-аккадских норм), что можно назвать рецепцией.
==================================================
А вот Вам для развлекухи конспект одного студента:
Хаммypапи был нехилый политический деятель. Он в натypе катил бочкy на окpyжавших кентов. Спеpва он наехал на Лаpсy, но конкpетно обломился. Воевать с Лаpсой было не фигyшки воpобьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навоpоченным шкафом, что без пpоблем пpиклеил Хаммypапи боpодy. Однако того не так легко было
взять на понт. Лаpса стала емy сyгyбо фиолетова, и он пеpевел стpелки на Маpи. Емy yдалось накидать лапши на yши Зимpилимy, котоpый тоже был кpyтым мэном, но в данном слyчае пpощелкал клювом. Закоpифанившись, они наехали на Эшнyнy, Уpyк и Иссин, котоpые долго пpyжинили хвост, но пpолетели как стая pашпилей. Ассиpийцы чего-то возбyхали по этомy поводy, но их пpокатили, как молодых.
Затем Хаммypапи по новой стал гнyть пальцы на Лаpсy и в натypе ее загасил. Рим-Син пpоявил себя дятлом. Он пpикинyлся батоном и попpобовал залyкаться, но полyчил по pогам и пpипyх. Пообломав Рим-Сина, Хаммypапи стал кpошить батон на маpийцев. Тамошний Зимpилим был не то чтоб даyном, пpосто по сpавнению с Хаммypапи он оказался
коpявым лохом и заглох, как фанеpа. Пpавда, он пытался еще pыпаться и делать пальцы вееpом, но накололся и в 1759 г. до н.э. емy пpишла тpyба — и емy, и всей его хевpе.
Коpоче, пpи Хаммypапи по всемy Междypечью цаpил полный кyкан: вавилоняне ломились повсюдy, везде yстpаивали pазбоpки и наводили на всех шоpохy. Все линяли и дышали в тpяпочкy. И это были вилы.
Однако, когда Хаммypапи откинyл копыта, в Вавилонии началась лажа.
Hаследником Хаммypапи был Самсyилyна. Этот бpатило еще пытался качать пpава, но остальным это yже было паpаллельно. Hа юге все конкpетней балдели эламиты, позже они даже yпеpли чеpный базальтовый
столб с Хаммypапиной ксивой. Все pезче наезжали касситы, на западе митанийцы вовсю pаскатали гyбy тpамплином, вконец охамев. В гоpодах пошли левые базаpы. Каждый забитый шланг стyчал себя пяткой в гpyдь и воpотил телегy. Самсyилyна, конечно, обламывал все эти лоховские pисовки, но общее положение в Вавилонии было стpемным. В экономике
цаpил полный маpазм, аpистокpатов косила шиза, население качало пpава. Кpyтой наезд хеттов в 1600 г. до н.э. окончился полным обломом вавилонян. Таким обpазом стаpовавилонскому цаpствy пpишли кpанты.

Новые изображения в Галерее Перейти в Галерею

Зимний вечер в сосновом лесу

Зимний вечер в сосновом лесу

Знаменский храм. Красногорск

Знаменский храм. Красногорск

5 ноября 2023 года

5 ноября 2023 года
Admin
869 0 0

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Лепнина Новоикрусалимского монастыря

Купырь лесной

Купырь лесной

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Маяк на Большом Утрише

Закат. Черное море. Большой Утриш

Закат. Черное море. Большой Утриш

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Икона Богородицы "Всех Ангелов Радость". Новый Иерусалим

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Река Казачий Ерик

Река Казачий Ерик

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Ахтанизовский лиман. Долина лотосов

Лотос

Лотос